Последние комментарии

Сейчас на сайте

Сейчас 48 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Маршрут памяти

9 марта 2016 года – был замечательный весенний день, когда группа, объединённая общим интересом, отправилась на место падения самолёта штурмана 236 ИАД, Героя Советского Союза Дмитрия Леонтьевича Калараша.

 Руководитель Лазаревского отделения краевой общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм» Александр Владимирович Гартман шёл на это место уже в четвёртый раз. Найти место падения самолета  удалось только после многодневных поисков с помощью местных старожилов села Индюк, которые и рассказали о том, что в этом районе находятся обломки сбитого осенью 1942 года советского истребителя. К поисковикам присоединилась съёмочная группа ВГТРК из Сочи и специалисты этнографического отдела Музея истории города-курорта Сочи.

 

Историческая справка:

«29 октября 1942 года. Подполковник Д.Л. Калараш  вылетел во главе группы истребителей на прикрытие с воздуха позиций 9-й Гвардейской стрелковой бригады, наносившей контрудар по противнику, прорвавшемуся в направлении посёлка Лазаревское . Вместе с ведомым капитаном С.С. Щировым он вступили в бой с шестёркой Ме-109. Когда 2 из них были уже сбиты, Щиров сообщил Дмитрию, что он тяжело ранен и идёт на посадку. Немцы пытались сбить планирующий истребитель Щирова, но Калараш прикрывал друга до тех пор, пока тот не оказался в безопасности. Отбивая атаки врагов, Дмитрий, получив несколько ранений, израсходовал весь боезапас и …

            Далее, по существующим версиям исхода боя, мы знали, что «Калараш таранил вражеский истребитель. Раненый лётчик выпрыгнул с парашютом из повреждённой машины, но ударился о киль. Все надеялись, что Калараш жив, что он вернётся. Но через 2 дня из Туапсинского госпиталя сообщили, что Дмитрия Калараша действительно доставили туда с места приземления, однако во время прыжка он получил сильный ушиб грудной клетки, и спасти его не удалось».

Похоронен Герой Советского Союза подполковник Калараш Дмитрий Леонтьевич в с.Лазаревское. Дочь Дмитрия Леонтьевича Калараша – Инна Дмитриевна, которая постоянно приезжает в Лазаревскую на встречи ветеранов 236 авиадивизии, рассказывала о том, что по воспоминаниям его однополчан, отца нашли висящим на стропах парашюта на грабе уже мёртвым. По другим данным Калараша доставили в один из Туапсинских госпиталей, где он в последствии умер. Чтобы установить истину, необходимо было сделать запрос в Центральный архив военно-медицинских документов. Недавно пришёл ответ: что «…в учёте раненых, больных и умерших в лечебных учреждениях Советской Армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сведений о Калараше Д.Л. не имеется. В документах госпиталей, расположенных в г. Туапсе и поступивших на хранение не полностью, за 1942 год, сведений о нём нет».

На месте падения остались мелкие обломки и фрагменты вооружения самолёта. Всё уже давно разобрано и унесено. Однако поисковикам удалось установить тип истребителя и среди небольшой груды искорёженных деталей на одном из обломков найти номер самолёта  «820201» - это номер самолета Д.Л. Калараша. Фрагмент обшивки самолета, с сохранившимся номером, готовится для передачи в экспозицию музея.  А история жизни и смерти Героя Советского Союза, подполковника Дмитрия Леонтьевича Калараша требует новых исследований. Маршрут Памяти продолжается.

Е.Н. Девина - зав. этнографическим отделом Музея истории города-курорта Сочи,

зам. председателя Совета ветеранов Лазаревского района.

 

Комментарий специалиста:

Опираясь на результаты изучения места падения самолёта, можно сделать следующий вывод. Самолёт вошёл в землю с работающим мотором – фрагменты лопастей разбросаны в округе, наличие большого количества сдетонировавшего при ударе о землю боезапаса говорит о том, что лётчик не успел расходовать его в воздушном бою. Чем больше вникаешь в детали события, тем больше возникает вопросов. Итак, 29 октября 1942 года в 13.10. майор Д.Л. Калараш вылетел во главе группы истребителей прикрытия штурмовиков ИЛ-2, которые оказывали огневую поддержку подразделениям 9 Гвардейской стрелковой бригады в районе населенного пункта Гойтх гора Круглая – гора Индюк. В это время на земле шёл ожесточённый бой с противником, пытавшемся прорваться через Главный Кавказский хребет к Туапсе. Главной задачей группы прикрытия было недопущение вражеской авиации к штурмовикам. Истребители расположились в три яруса – «этажеркой», на самом верхнем находились майор Д.Л. Калараш и его ведомый, капитан С.С. Щиров. В районе цели они были атакованы из облаков парой «мессеров», в результате чего самолёт Д.Л. Калараша был сбит… Скорее всего, пилот «Яка» смог направить подбитый самолёт в сторону линии фронта и выброситься с парашютом над своей территорией, для этого ему было достаточно перелететь через вершину Семашхо, что, судя по всему, он и сделал. В литературе существует много версий описания этого воздушного боя. Имя Д.Л. Калараша встречается в книгах практически всех авторов, пишущих о воздушных боях на туапсинском направлении, и большинство из них по своему интерпретируют обстоятельства последнего боя Дмитрия Леонтьевича, приписывая ему таран немецкого истребителя Ме-109. Изучение немецких архивов однозначно указывает на то, что 29 октября 1942 года немцы под Туапсе в воздушных боях не потеряли ни одного «мессера».В жизни Д.Л. Калараша было достаточно много героических страниц, и он не нуждался в том, чтобы ему приписывали то, чего он на самом деле не совершал, и мы этого не будем делать. Кто знает, как бы сложилась воздушная дуэль инструктора по пилотированию Дмитрия Калараша со вторым по результативности асом немецкой авиации в годы Второй Мировой войны Герхардом Баркхорном, если бы они сошлись в бою при других обстоятельствах? Но 29 октября 1942 года майор Калараш не мог позволить себе открытой схватки, ибо этого от него и ждал противник: отвлечь истребители прикрытия от их основной задачи – прикрытия штурмовиков. Любой ценой обеспечить выполнение задания штурмовиками и их возвращение на базу – такая задача стояла перед группой Калараша, и эта задача была выполнена ценой жизни командира. Все штурмовики Ил-2 вернулись домой без потерь.

Звание «подполковник» и звание Героя Советского Союза Дмитрию Леонтьевичу Каларашу было присвоено после его гибели.

А.В. Гартман

 

Опубликовано 17.03.2016 17:00
Поделиться на: