Последние комментарии

Сейчас на сайте

Сейчас 42 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Адыгская душа вятской гармони

Удивительная история появления русской гармошки на Кавказе – как символ взаимопроникновения и обогащения культур народов нашей многоэтничной страны.

Гармонист Халид Гвашев. Малый Кичмай.

Наряду с ярко «окрашенными» национальными брендами, по названию которых можно вполне безошибочно определить их историческую принадлежность тому или иному народу, скажем, – русские пельмени, украинский борщ, адыгейский сыр, армянский лаваш, французский багет, китайский чай и другими, есть примеры, когда сделать это сразу весьма непросто.

Одежда, предметы быта и домашнего обихода, духовные ценности, ритуалы, те или иные традиции, языковой лексикон – мир стал настолько открытым, а культурное пространство – предельно обширным, без государственных и административных границ, что порой, несмотря на название, трудно «докопаться» до исконного происхождения тех или иных вещей и явлений, ставших для нас давно привычными. Не являются исключением и музыкальные инструменты – все перемешалось настолько, что разобраться в этом многообразии под силу только разве что специалистам. Одно из ярких свидетельств – гармонь. Только «русских» разновидностей гармони – многие десятки, а уж ее «потомков», распространившихся по нашей стране и зарубежью, вряд ли кто-то считал. Вот только один удивительный факт. Несколько десятилетий – уже более века – коренные жители Причерноморья – адыги-шапсуги, влюбленные в музыку на генетическом уровне, считают гармошку своей, родной, называют адыгской. Ни одно мало-мальски важное событие в жизни – свадьба, день рождения, встреча друзей, гостей, проводы в армию или молодежное танцевальное джэгу – не обходятся без этого мелодичного инструмента, хотя немногие, к сожалению, знают, что корни нынешней адыгской гармони находятся… в древнем русском городе Вятка, знаменитом своими мастерами.

Гармонист Халид Гвашев. Малый Кичмай.

– Адыги давно играют на вятских гармониках. Что, казалось бы, здесь удивительного? Вятские гармошки известны по всей России, однажды слава о местных умельцах дошла до Кавказских гор и вот уже потянулись ходоки в край вятских промыслов, стали увозить в свои аулы новые, пахнущие древесиной и клеем инструменты, – рассказывает известный искусствовед из Майкопа Алла Соколова, многие годы профессионально изучающая музыкальную культуру адыгов. – В каждом селении обязательно живут по нескольку музыкантов. Одни – не выступают публично, другие – играют только в своих молодежных компаниях, но есть, безусловно, и общепризнанные мастера. Их уважают, ими гордятся, приглашают на свадьбы, без их участия не проходит ни одно торжество в ауле или городе. И многие из этих виртуозов играют только на гармониках, изготовленных русскими мастерами Столбовыми – уроженцами деревни Столбовы Вятской губернии.

Гармонист Халид Гвашев. Малый Кичмай.

По словам Аллы Соколовой, в последние годы 19-го века каким-то неизвестным путем, скорее всего, через купцов-перекупщиков, гармоника, сделанная руками основателя династии Федора Ильича Столбова, попала сначала на территорию современной Адыгеи, а затем – и на Черноморское побережье, к шапсугам. Новинка настолько понравилась местным музыкантам, что уже через несколько лет адыги сами стали ездили в Вятку. И не просто так: у них были свои предложения и пожелания по усовершенствованию инструмента.

– Им, например, хотелось, чтобы гармоника была легче: адыги играют на свадьбах по 3-4 часа подряд, а иногда и больше, причем делают это традиционно стоя, – разве в подобных условиях удержишь в руках тяжелый инструмент! – подчеркивает искусствовед. – И если на тальянках, скажем, было двенадцать клавиш, то адыгским музыкантам хотелось иметь все шестнадцать. В этом случае их музыка звучала полнее и ярче. Регистры адыгам были не нужны, но регистровые кнопочки нравились – они украшали гармонику. Так постепенно на основе русской и сформировался привычный тип современной адыгской национальной гармошки, которую в народе стали называть пщынэ.

Гармонист Халид Гвашев. Малый Кичмай.

Дело Федора Ильича Столбова со временем продолжали его сыновья Василий, Иван, Александр и Михаил, ставшие искусными мастерами. Гармоники с клеймом «Столбов и сыновья», отмечает Алла Соколова, считались инструментами высшего качества, были штучным товаром, поэтому «уходили» буквально нарасхват. Инструменты переправлялись и по почте, и с посыльными. Сам Иван Федорович не раз лично возил свои произведения, сделанные по специальному заказу, на Кавказ, в частности, в город Сочи и Туапсинский район, где у него было немало знакомых музыкантов.

– Но чаще адыги сами ездили в далекую Вятку, – говорит Алла Соколова. – И внушительное расстояние их нисколько не пугало: ради, как сказали бы сейчас – эксклюзивного пщынэ, а одна гармошка действительно не похожа на другую, особенно своим «голосом», они готовы были ехать даже на «край света».

Столбовские инструменты, имевшие настоящую адыгскую душу, давно стали историческими раритетами – их, к сожалению, больше не делает никто: Иван Федорович, последний из знаменитой династии, умер в феврале 2011 года в возрасте 92-х лет. Есть, конечно,  последователи Столбовых, другие специалисты, занимающиеся изготовлением гармошек, но так называемые новоделы или копии «под старину», естественно, значительно уступают тем, что в свое время создавали прославленный мастер и его сыновья.

Крайне редки эти инструменты в Причерноморской Шапсугии. Ныне им – в прямом и переносном смысле – просто цены нет. Истинные знатоки легко узнают столбовские гармошки даже с закрытыми глазами – по звуку, знают наперечет всех счастливых обладателей уникальных гармошек, которые и сегодня иногда можно услышать на адыгских свадьбах или в узком кругу друзей. Подержать в руках эти удивительные инструменты многие, особенно, молодые музыканты считают огромной удачей, а уж что-нибудь исполнить на них – и вовсе большой честью для себя.

Гармонист Халид Гвашев. Малый Кичмай.

Играть на гармони у шапсугов всегда считалось особенно почетным делом. Искусство это весьма сложное, что называется, не для каждого. Сейчас ему обучают в музыкальных школах и училищах, но раньше осваивали сугубо самостоятельно: перенимали опыт у старших, воспроизводили мелодии по старым виниловым пластинкам и магнитофонным записям, заучивая буквально «на слух», поэтому стать настоящими – уважаемыми в народе мастерами со своим самобытным стилем удавалось лишь единицам. В свое время самородки были в каждом ауле, к счастью, традиции живы: и сейчас у нас есть немало талантливых ребят – победителей и лауреатов престижных международных конкурсов, крупных всероссийских и региональных фестивалей, но все же главным показателем популярности настоящего гармониста, как и прежде, остается искренняя любовь и широкое признание среди земляков.   

Анзор НИБО

Культура

Новости Лазаревского района Сочи 2018

Опубликовано 08.08.2018 10:54
Поделиться на:   

У вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться на сайте (регистрация), либо войти через свой аккаунт в соцальных сетях: войти