Последние комментарии

Сейчас на сайте

Сейчас 30 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Душа, учитель и образование

душа, учитель и образованиеСпроси любого из нас: "Знаете ли Вы размер своей обуви, которую вы носите?" - и каждый скажет утвердительно: "Да!". А знаем ли мы параметры своей психики? Души? Многие скажут: "Нет". А как же вы собираетесь выбирать себе спутника жизни, воспитывать детей, реализовывать свой творческий потенциал, получая удовольствие от жизни, быть счастливыми?

Вот что говорят известные философы Востока о душе человека: "Человек - это соединение двух начал (души и тела), как только оба начала разъединяются он умирает.

Тело - место пребывания Души. Душа - это совокупность индивидуальных психологических явлений тесно связанных с организмом человека. Душа - не материальная сущность, в ней выражена божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности, характер, ощущения, мышление, сознание, чувства и волю. Души индивидуальны и отличаются друг от друга".

Современная психология считает, что человек также как и животные имеет зоологические инстинкты. Каждый новорожденный младенец появляется на свет с теми же влечениями и инстинктами что и 10, и 20 тысяч лет назад. Достижения культуры и цивилизации не закрепляются генетически, их нужно передавать из поколения в поколение, от человека к человеку, от живой души к живой душе (когда людоед начинает пользоваться вилкой - это еще не прогресс). Высокая культура чувств, воли, сознания, ощущений и характера не наследуется: ее нужно воспитывать у каждого появившегося на свет ребенка. Если пренебречь таким воспитанием, то на протяжении жизни одного поколения люди могут скатиться к первобытной дикости чувств и нравов (что мы иногда и видим в жизни в настоящее время). Из каждого новорожденного младенца предстоит воспитать человеческую личность. Задача эта достижима только в человеческом обществе. Без общества из ребенка не вырастет человек. Для решения этой задачи должны быть частично подавлены животные инстинкты и привиты нормы человеческой морали, так называемые положительные нравственные идеалы. Я это называю психобиологическая огранка человека.

Условие, необходимое для учителя, - праведность. Часто спрашивают: "Зачем нам обращать внимание на характер и личность учителя? Мы должны судить о том, что он говорит, и принимать только это в соображение". Это неверно. Если человек хочет меня учить физике, химии или другим естественным наукам, он может быть любого нравственного уровня, так как эти науки требуют только умственного багажа знаний. Но если такой человек безнравственен, то какой духовной культуре он может нас научить? Физике и химии - да. Человеческой морали - нет.

Согласно буддийским представлениям 770 г. до н.э. искусство наставника заключалось в том, чтобы внимательно и неотступно следить за процессом психического (духовного) самоусовершенствования ученика. Заблаговременно предотвращая неблагоприятные последствия. Если он брался руководить процессом нравственного и психического (духовного) самоусовершенствования ученика, то возлагал на себя ответственность за его карму (буддийский закон причинно-следственной зависимости, определяющей судьбу человека). По буддийским представлениям кармическое возмездие ожидает учителя в случае неудачного наставничества, приводящего к неблагоприятным для ученика последствиям.

Образование должно делать человека лучше. Человек полезен только тогда, когда он стремиться к личной эволюции. Пока знание не трансформировано в мудрость, а мудрость не выражена в характере человека, образование является бесполезным занятием. В настоящее время образование ориентирует на получение работы, что дает средства к существованию, а не на то, как надо жить. Образование должно учить человека, что такое жизнь, какова ее цель и как стремиться к этой цели. Если же образование дарует способность к трансформации, то жизнь, без сомнения, становится увлекательной, радостной и полной разнообразного сотрудничества.

Сергей Комиссаров, психолог.

Опубликовано 12.10.2011 16:25
Поделиться на:   

У вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться на сайте (регистрация), либо войти через свой аккаунт в соцальных сетях: войти