Система классификации гостиниц в России: требования и особенности
Классификация гостиниц - актуальнейший вопрос, как для владельцев гостиничного бизнеса, так и для путешественников, стремящихся выбрать для себя удобные условия для размещения и проживания во время деловой или развлекательной поездки. Об особенностях классификации гостиниц в России вам расскажет данный материал, в котором будут рассмотрены и требования современного законодательства о получении рейтинга и специфика и ключевые этапы приобретения гостиницей определенного статуса.
Классификация гостиничных предприятий стала обязательной
Еще несколько лет назад классификация гостиниц была процессом добровольным: принять решение о том, что предприятию необходимо получить определенный статус и соответствующее ему количество «звезд» мог исключительно владелец бизнеса. Если же администрация гостиницы не видела в подобном мероприятии необходимости – отель мог и не подавать заявку на присвоение конкретного статуса.
Чаще всего «звезды» стремились получить предприятия, заинтересованные в повышении собственного престижа и репутации у потенциальных постояльцев. В основном же владельцы отелей, гостиниц и мотелей оставляли «звездный» рейтинг без внимания и не только потому, что это требовало времени, но и по причине значительных затрат на процесс.
Чтобы получить «звездочку» требовалось провести целый ряд работ по обновлению интерьера, заняться квалификацией персонала, установить системы кондиционирования и иное оборудование, которое бы повысило комфортность проживания в номерах предприятия. Потому-то владельцы и не стремились к получению рейтинга, который был по закону и необязательным.
Однако с 2013 года ситуация кардинально изменилась: вышел Федеральный закон №108, регламентирующий процесс подготовки и проведения мирового футбольного первенства в России. Иностранцы, прибывающие в страну, в качестве туристов и болельщиков любимых команд, должны были получить возможность выбора гостиницы по своему вкусу и нужному уровню комфорта, и потому было принято решение сделать классификацию гостиничных предприятий обязательной.
Тонкости и этапы процесса
Важно заметить, что классификация и сертификация гостиниц – два разных процесса. По своей сути классификация – это получение предприятием статуса, который будет определять и класс, и уровень заведения. Закон обязал проходить процесс классификации не только крупнейшие отели, но и гостиницы, хостелы и прочие предприятия, которые предоставляют услуги по временному размещению людей для проживания.
Рассказывая о требованиях законодательства о классификациях гостиниц, стоит сделать еще одно важнейшее замечание: пройти процедуру по присвоению рейтинга рекомендуется и тем предприятиям, которые в законе не упоминались, но соответствующие услуги оказывают. Это необходимо, потому что в документе планируются поправки и в интересах владельцев гостиничного бизнеса отреагировать на это своевременно, во избежание проблем и убытков в дальнейшем.
Особенности процедуры следующие:
- Она является платной и осуществляется экспертами из конкретных аккредитованных организаций, со списком которых можно ознакомиться на сайте Министерства Культуры РФ;
- По окончании процедуры предприятие получает свидетельство, которое будет действительно в течение 3-х лет;
- Процесс присвоения рейтинга проводится по регламенту, который регулируется разными государственными нормативными документами: ФЗ №108, ФЗ №132, приказом Минкульта РФ №1215.
В среднем процесс классификации занимает не более одного месяца. Сроки небольшие, но так как классификация стала обязательной, очередь из владельцев гостиничного бизнеса желающих пройти процедуру постоянно растет, поэтому лучше озаботиться вопросом о получении статуса и «звезд» заблаговременно.
Перечислим и основные этапы процесса классификации гостиничных предприятий:
- На первом этапе экспертами производится предварительная оценка заведения на фактор соответствия гостиницы. Составляется протокол, в котором отражается мнение экспертов.
- Эксперты оценивают состояние заведения по интерьеру и комфортности номеров, производят проверку квалифицированности персонала. Оценка выставляется в баллах и протоколируется.
На основании составленных документов эксперты выдают свидетельство, в котором указывается соответствие гостиницы и также заведению присваивается определенная категория.
О классификации гостиниц в Сочи
Согласно требованию ФЗ №108 с 1 января 2017 года гостиничные услуги в Краснодарском крае имеют право предоставлять только те заведения, которые прошли процедуру классификации в установленном законом порядке. Вступило в действие и постановление губернатора края, гласящее, что требование закона распространяется на все муниципальные образования края.
В настоящий момент процедуру классификации в Краснодарском крае прошло почти 83% предприятий гостиничного бизнеса и это прекрасный показатель готовности региона к проведению мирового первенства по футболу в 2017 году.
Рейтинг гостиницы - это показатель уровня сервиса и комфорта, который может получить постоялец, выбрав то или иное заведение для своего проживания, и прекрасная возможность для владельца бизнеса повысить свой престиж и репутацию у потенциальных клиентов.