Последние комментарии

Сейчас на сайте

Сейчас 17 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Учиться жизни нужно у природы

Мудрость поколений. Оптимизм, трудолюбие и бодрость духа – важнейшие слагаемые долголетия, которым старейшина аула Хаджико, потомственный пчеловод Осман Аисович Хахо неукоснительно следовал до самых последних своих дней. И был вполне счастлив прожитым.

 

Людям свойственно ошибаться. Зачастую, объятые непомерной гордыней, мы пытаемся присвоить себе эксклюзивное, то есть исключительное право на открытие. Но если внимательно присмотреться ко всему, к чему мы все так упорно, напролом, шли годами, а то и столетиями, наверняка увидишь главное: все это уже было ранее создано природой, о материнской роли которой в своей истории и судьбе люди почему-то давно стали забывать. Яркий пример – устройство человеческого общества, социальные роли индивидов, механизм действия его законов. Присмотритесь как-нибудь к обычной пчелиной семье – и все сразу станет понятно. Жизнь обычного пчелиного улья и есть наглядный макет существования нашего общества. Тот, кто познал эти извечные законы бытия, всегда найдет общий язык с пчелами. А уж с людьми и подавно.

Когда знатоки начинают вспоминать специалистов-профессионалов, внесших особый вклад в развитие пчеловодства в Сочи, имя Османа Хахо, старейшины из аула Хаджико Лазаревского района, не сомневайтесь, будет названо в числе первых. О нем, его работе с пчелами, даже спустя годы после смерти, знает не одно поколение людей, посвятивших свою жизнь этому нелегкому делу. 

Они сами редко называют это профессией или просто обыденно – работой. Ежедневное общение с пчелами давно стало их образом жизни. Многие из них от своих питомцев обычно перенимают самое лучшее. В общении с Османом Аисовичем Хахо это всегда проявлялось особенно ярко. В его словах чувствовалась глубокая жизненная философия, доброжелательность, общительность и размеренность во всем, что он делает. Этому научила и жизнь, которая для большой семьи Хахо часто была тяжелой. Помогли твердое желание выбиться в люди и стремление стать настоящим, уважаемым в народе человеком. А также, естественно, пчелы, разведением которых Осман занимался с весны 1945 года.

Многие десятилетия обычный календарь с размеренной цикличной сменой дней и недель ему заменял другой – пчелиный, по которому эти трудолюбивые создания, давно прирученные человеком, живут уже не одну тысячу лет. Здесь свои законы – периоды цветения деревьев-медоносов, продолжают дни кормления, лечения, разведения, сбора меда и молочка. Все это напоминает вечный замкнутый цикл – работы столько, что дух перевести зачастую некогда. И так – более шестидесяти лет, практически без отпусков и выходных. Будучи уже на пенсии, разменяв девятый десяток лет, Осман Хахо постепенно отходил от привычных дел, вел неторопливый образ жизни пенсионера, но душа и сердце его, как признавался маститый пчеловод, были там – в горах, на родной пасеке…

У Османа Аисовича опыт в этом деле был огромнейший. Практические навыки – на зависть многим теоретикам – авторам учебников и пособий по пчеловодству. О любимом деле он рассказывал так, что заслушаешься. Примеров из жизни – во многом поучительных, прозаических по форме и юмористических по своей сути – у него на целый сборник рассказов наберется. Несомненный бестселлер мог бы выйти. Все это, помноженное на трудолюбие и огромную работоспособность, позволили ему не раз добиваться в пчеловодстве значительных успехов. 

– В 1974 году, когда я ушел с должности бригадира совхоза, попросил у начальства самую отсталую пасеку из всех сорока пчелопасек, находившихся в ведении моей бригады. Дали,  действительно, отставшую из отставших, расположенную в районе поселка Хатлапе, – вспоминал в одну из наших встреч несколько лет назад Осман Аисович. – Через четыре года по показателям я занял первое место в своем совхозе. 

Вдохновленный успехами, Осман, засучив рукава, с еще большим желанием взялся за любимое дело. Результаты налицо: на счету пчеловода Хахо значились 19 рационализаторских предложений, которые активно используются его коллегами не только в Сочи, но и в других регионах страны. И опыт этот, по признанию специалистов, поистине бесценен. Многие годы по доброй памяти к Осману, в небольшой адыгский аул Хаджико, ехали пчеловоды и ученые даже из-за рубежа. Помимо сугубо практических знаний старейшина щедро делился с ними глубокой народной мудростью и своей жизненной философией, которую он пронес сквозь многие годы. Главное, подчеркивал он, к делу нужно подходить творчески, с любовью, и пчелы обязательно на добро ответят добром.

– Иностранцы, бывавшие у меня, часто предлагали продать им мои разработки и рационализаторские предложения, – гордо рассказывал старейшина. – Я дарю им просто так – мне пчелы и так уже много дали…

В этом тоже заключалась жизненная мудрость Османа Хахо, почерпнутая у пчел: природа храм, а не мастерская, поэтому принадлежит всем и каждому, кто научился прислушиваться к дыханию родной земли.

…В 1950 году Осман ушел в армию. Как признается сам, добровольно – давно мечтал об этом.

– В 1948 году меня назначили заведующим колхозом «Ударник», где поработал до сентября 50-го, – вспоминает он. – По закону от службы в армии я был освобожден, так как воспитывал четырех сестер. Кроме меня тогда в семье никто не работал. В декабре 49-го года я женился. Все мои ровесники к тому времени службу в армии уже заканчивали, возвращались домой, и я решил им не уступать.

Все четыре года паренек из аула Хаджико прослужил в войсках ПВО на Дальнем Востоке. Ни на гражданке, ни в армии он отступать не привык, поэтому вскоре Осман стал отличником боевой и политической подготовки, а в 1953 году был удостоен медали «Советско-китайская дружба». Об этом эпизоде из долгой череды нелегких армейских будней Осман Аисович говорил с особой гордостью.

– 23 февраля 1953 года. На трибуне центрального аэродрома города Дальний Чуйшуидзе, что в районе Порт-Артура, стоят высокие гости, производившие награждения, – неторопливо рассказывал он. – Среди них – премьер-министр Госсовета Китая Джоу Эн Лай и наш земляк, исполняющий обязанности командующего эскадрой в Порт-Артуре, капитан I-го ранга Салим Сагидович Чачух. До сих пор испытываю гордость при мысли, что награду получал из рук уважаемого соотечественника!  

…Гордость и трепет, которые охватывают любого адыга, слушающего старинные народные мелодии, трудно поддаются описанию. В них – вся гамма человеческих чувств, чутко откликающихся на звуки, созданные, кажется, самой природой. До сих пор виниловые пластинки, на которых уже с трудом сквозь время можно различить голоса исполнителей и музыкальные инструменты, в любом шапсугском доме сродни самой дорогой реликвии. Конечно, сегодня достать подобные, но более качественные записи, уже давно не проблема, но те, первые пластинки, величиной с блюдце – являются частью истории народа, его духовным и культурным достоянием. Несомненно и другое: любой, кто причастен к их созданию, навечно с этой историей связан. 

Как оказалось, Осман Хахо ко многим из этих звучащих раритетов имел самое непосредственное отношение. Об этой странице из своей богатой на события биографии он вспоминал с особыми чувствами ностальгии.

– В середине 70-х в Москве с большим успехом проходили выступления шапсугской фольклорной группы в составе коллектива «Многонациональный Советский Союз», – рассказывал Осман Аисович. – Те концерты, становившиеся ярким калейдоскопом национальных культур, транслировались по Центральному телевидению на всю страну, о них многие еще помнят.

Тогда, более полувека лет назад, пять музыкантов-самородков из Причерноморской Шапсугии смогли привлечь пристальное внимание ученых, критиков и широкой общественности к богатству и многообразию песенного наследия коренного малочисленного народа города Сочи. О каждом из своих партнеров по коллективу Осман всегда вспоминал охотно, говорил долго, тщательно подбирая слова – видно насколько живо еще чувство гордости за сделанное. При перечислении этих знаменитых имен, на людей, близко знавших этих виртуозов, наверняка нахлынут приятные и волнующие воспоминания – Махмуд Шагуджев, Сафербий Ту, Махмуд Кобж, Бакир Ту, Айса Ачмизов и он, Осман Хахо.

Группа дважды выезжала для грамзаписи в Майкоп и Тбилиси. Танцевальные мелодии, записанные в ту пору, мгновенно разошлись по всему Союзу. Некоторые из них на долгие годы стали той долгожданной доброй весточкой с исторической родины, зачастую единственной, которой так не хватало адыгам, разбросанным по всему миру. Эти записи стали также предметом глубоких исследований специалистов-музыковедов и ныне хранятся во многих архивах, в том числе зарубежных.

– Мне посчастливилось стать организатором нескольких поездок наших музыкантов по стране, – рассказывал Осман Аисович. – Однажды, в 1975 году, мы были приглашены на V съезд композиторов СССР, проходивший в Гаграх. Наша группа и гармонист Махмуд Шагуджев выступили там с огромным успехом – за нас никому краснеть не пришлось. Да и вообще, хорошее, по-настоящему доброе было тогда время…

Он никогда не поддавался унынию и ностальгии – годы не те. Жизнь научила Османа радоваться каждому дню, ценить любое счастливое мгновение. Нужно было – трудился до изнеможения, отдавал всего себя любимому делу, людям помогал. Постепенно наступило другое время: когда, уйдя на пенсию, можно было позволить себе немного расслабиться, отдохнуть, но не в коем случае не пятиться назад. Преклонный возраст уважаемого старейшины наглядно подтверждал: оптимизм и бодрость духа – важные слагаемые долголетия. На Кавказе эта мудрость впитывается с молоком матери…

 

Анзор НИБО.

Фото из архива автора.

 

Опубликовано 17.08.2020 10:20
Поделиться на:   

У вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться на сайте (регистрация), либо войти через свой аккаунт в соцальных сетях: войти