Последние комментарии

Сейчас на сайте

Сейчас 50 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

ПЕСНЯ О МАТЕРИ

В российском календаре, чрезвычайно богатом на разного рода знаменательные и памятные даты, есть события особые, имеющие большую объединяющую силу. В их числе – Международный день дружбы, отмечающийся 30 июля. Праздник молодой – он учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 2011 году, но уже прижился в нашей стране. Для такого многонационального и конфессионального государства, как Россия, с богатейшими культурными и духовными корнями, вековыми традициями мирного, добрососедского сосуществования самых разных наций и народностей, это не просто повод в очередной раз сесть за большой стол, а еще более сплотиться, чтобы стать сильнее, сделать все возможное для укрепления тесных уз дружбы и взаимопонимания, воспитывать на добрых примерах старших поколений подрастающую молодежь. А нам, безусловно, есть чем гордиться – достаточно вспомнить героические страницы прошлого. Да и в повседневной жизни происходят совершенно удивительные случаи, когда случайное знакомство перерастает в долгую, многолетнюю дружбу. Об одной из таких показательных историй корреспонденту «ЛН» рассказал известный на Северном Кавказе певец, заслуженный артист Кабардино-Балкарской республики Черим Нахушев.

Хорошо знают Нахушева и в Сочи. В разные годы популярный исполнитель народных и эстрадных песен из Нальчика, являющийся лауреатом многих престижных всероссийских и международных премий, конкурсов и фестивалей, выступал на знаковых сценических площадках главного курорта страны: в 2002-м в качестве специального гостя он приезжал на съезд общественной организации «Адыгэ Хасэ» причерноморских шапсугов, проходивший в санатории «Тихий Дон» поселка Лазаревское, годом позже дал большой сольный концерт в Центре национальных культур, принимал участие в культурной программе Зимних Олимпийских игр. Здесь у него много друзей, почитателей таланта и, конечно, родственников – Нахушевы исторически связаны с крупным адыгским фамильным родом Нагучевых, традиционно проживающим в Сочи и Туапсинском районе.

– В 2006 году в Москве вышел мой очередной музыкальный альбом, – начал свой рассказ Черим. – Для любого музыканта это событие, безусловно, важное, значимое, волнительное, для меня оно стало поворотным в творческой карьере. И вот почему…

Новая работа популярного исполнителя, чье творчество любимо и уважаемо в народе, привлекла широкое внимание публики не только своим разнообразным музыкальным материалом, что, впрочем, всегда отличает Нахушева, умеющего очень тонко и гармонично сочетать народные мотивы и современные мелодии с искрометной импровизацией на адыгских национальных инструментах. Всеобщий интерес к очередному альбому талантливого певца, обладающего уникальными вокальными данными, подогревал необычный и во многом показательный факт – в записи одной из композиций принял участие легендарный музыкант из Армении Дживан Гаспарян – вот уже много лет он является самым виртуозным исполнителем игры на дудуке – деревянной флейте. Широкую известность на Западе Гаспарян получил благодаря работе над саунд-треками к популярным голливудским фильмам, в частности, «Последнее искушение Христа», «Гладиатор», «Русский дом» и «Ворон». Он – обладатель престижных международных званий и наград, автор ряда альбомов с мелодиями собственного сочинения и армянской народной музыкой.

– Буквально за год до выхода этого альбома я потерял самого дорогого мне человека – маму, скоропостижно ушедшую из жизни, – вспоминает певец. – Во многом благодаря ей я еще в детстве увлекся музыкой и смог добиться всего, что сегодня имею. В соответствии с адыгскими обычаями я строго придерживался траура, поэтому весь творческий процесс работы над музыкальным материалом, запись которого шла в Москве, естественно, пришлось приостановить. Тогда, в самые тяжелые для меня дни, я даже не помышлял о том, что смогу когда-нибудь снова петь и выходить на сцену.

В один из дней в дом Нахушевых зашла бывшая классная руководительница Черима. Женщина, которую искренне уважают в этой семье, рассказала воспитаннику свой сон, приснившийся ей накануне ночью, который, как считала она сама, обязательно должен стать пророческим. Ей приснилась мама Черима, Раиса, попросившая подругу убедить сына, чтобы после окончания траура он обязательно вернулся к любимой работе. «Пусть свое первое выступление перед зрителями он непременно начнет с песни, посвященной матери. Не обязательно мне – всем матерям…», – таково было ее завещание.

В тот же вечер Черим, потрясенный услышанным, начал набрасывать слова будущей песни. Они, буквально, изливались из сердца, каждая буква в строке, каждый звук были пережиты и выстраданы им самим. Вскоре к работе подключился известный в республике композитор Анзор Хаупа, ставший автором музыки к песне.

– Уже в Москве, работая в студии над записью альбома, я поинтересовался у местных ребят-музыкантов, какой из инструментов может лирически тонко и пронзительно душевно передать чувства человека, пережившего настоящую личную трагедию в жизни, – продолжает рассказывать Черим. – Кто-то из них сказал, что слышал как-то звуки армянского дудука, потрясающие до глубины души. Назвали при этом фамилию Гаспаряна (на тот момент музыканту было 78 лет. – Прим. А.Н.) – лучшего исполнителя музыки на этом инструменте, но скептически добавили при этом: заполучить его согласие на участие в записи – шансов нет никаких. Многие говорили, что и с финансовой точки зрения реализовать данный проект практически нереально – Гаспарян, мол, звезда мировой величины, поэтому гонорар, который он потребует, будет «неподъемным».

Недолго думая, но в некоторых сомнениях, Черим все же начал искать возможности связаться с Дживаном, и вскоре нашел его телефон. Первый звонок Нахушева застал Гаспаряна в далекой Америке.

– Заметно волнуясь и извинившись за беспокойство, я рассказал Дживану Арамаисовичу о том, что я – малоизвестный молодой певец из России, что хочу записать песню, которую посвятил своей покойной матери и был бы очень счастлив, а также безгранично горд, если он согласится поучаствовать в ее записи в Москве, – вспоминает Черим.

Гаспарян, много и активно гастролирующий по всему миру, работающий только с ведущими музыкальными коллективами и великими звездами, сделал неожиданную паузу в разговоре. «Сынок, – сказал затем он, – ты можешь напеть свою мелодию? Я хочу ее послушать».

Черим, в трепетном голосе которого в эту минуту можно было услышать самые разнообразные чувства, переполнявшие его сердце, спел первый куплет песни. Слова молодого адыгского певца, тоскующего по матери, стремительно преодолели тысячи километров и воды Атлантики, попав точно в цель. Затем – снова пауза в телефонной трубке. «Знаешь, сынок, эта мелодия тронула меня до слез, – по-отечески доверительно произнес с дрожью в голосе Гаспарян, – я обязательно приеду в Москву».

Не веря своему счастью, Нахушев начал готовить визит маэстро в столицу. Спустя некоторое время, на второй его звонок Дживан ответил уже будучи в Греции, в третий раз, непосредственно перед приездом в столицу, он был в родном Ереване.

Свое обещание прославленный музыкант выполнил. В Москве он провел всего несколько часов, записал собственную партию для будущей композиции Черима и уехал. В свои преклонные годы Дживан Гаспарян, в прошлом году отметивший 90-летие, продолжает жить только музыкой, язык которой понятен всем, поэтому не знает границ, этнических и религиозных условностей. Мастер, сердцем созвучный многострадальному дудуку, нашел в песне своего молодого адыгского друга главную ноту, сближающую людей, – искренность и желание делать добро, ведь именно эти ценности закладываются в нас нашими родителями, желающими, чтобы дети обязательно были счастливее их самих.

– А во что обошлось вам согласие Гаспаряна принять участие в записи? – спрашиваю у Черима, прикидывая в уме, что сумма эта, учитывая всемирную популярность маэстро, оказалась никак не меньше цифры с четырьмя нулями в долларовом эквиваленте.

– Дживан Арамаисович вообще отказал говорить со мной о деньгах. Такие понятия как «родина», «мать», «вера» для него священны, а потому не продаются и не покупаются, – признается Нахушев. – Более того, в знак высочайшего дружеского расположения, он подарил мне совершенно новую мелодию собственного сочинения с правом использовать ее в своем новом альбоме. Поначалу я был искренне поражен, а после нескольких минут общения с этим уважаемым старейшиной убедился, насколько он искренен в своих словах и поступках. Неужели, такое еще бывает в наше время?

Тот альбом Черима Нахушева сразу стал популярным. Среди двух десятков песен на нем звучит главная – «Мама», исполняемая на родном адыгском языке. Сам певец убежден, что его мысли и чувства, в которых заключена безграничная любовь к матери, выражены не столько в словах, сколько в потрясающе пронзительной музыке этой композиции. Особенно великолепен здесь дудук – тонкий, трепетный, способный радоваться и плакать, жить и творить…

Анзор НИБО.

Культура

Новости Лазаревского района Сочи 2019

Опубликовано 29.07.2019 11:13
Поделиться на:   

У вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться на сайте (регистрация), либо войти через свой аккаунт в соцальных сетях: войти