Амшен и Наири
«Я хочу, чтобы зрители аплодировали не ребенку на сцене, а артисту...»
Эту фразу я назвала бы девизом, выражением творческого кредо воспитания успешного коллектива, даже двух. Один – народный ансамбль армянской музыки, песни и танца «Амшен». Второй –образцовый ансамбль народного танца «Наири» центра армянской культуры Лазаревского районного Центра национальных культур им. Крикора Мазлумяна (художественный руководитель – заслуженный работник культуры Кубани Татьяна Кундакчян). И принадлежат эти слова художественному руководителю и главному балетмейстеру коллективов Вартану Погосяну.
Сегодня мы поздравляем коллективы и их наставника с еще одной победой – в X международном фестивале – конкурсе музыкально-художественного творчества «Планета детства», проходившем в Болгарии в городе Обзор.
Ансамбль «Амшен» представил на суд жюри героический танец «Берд» (крепость), попурри народных танцев амшенских армян, попурри танцев западной Армении «Тарон». Ансамбль «Наири» исполнил хореографическую сюиту «Армения», танцевальные миниатюры армян Персии, праздничный танец «Эрзрум».
Жюри конкурса высоко оценило профессионализм, артистизм и обаяние участников коллективов. В Центр армянской культуры ЦНК привезены дипломы: Гран-при фестиваля образцовому ансамблю народного танца «Наири»; диплом лауреата I степени в смешанной возрастной группе в номинации народный танец ансамблю «Амшен»; диплом лауреата I степени в номинации народный вокал (возрастная группа старше18 лет), Армен Икиликян; диплом I степени в номинации народный вокал (возрастная группа старше 18 лет), Марина Снаплян. По результатам конкурса коллективы получили приглашение на участие в международном конкурсе народного творчества «Небо над Парижем», который состоится в столице Франции с 28 октября по 9 ноября 2012 года.
Нынешний год является юбилейным – центру армянской культуры и народному ансамблю армянской музыки, песни и танца «Амшен» исполнилось 20, а образцовому ансамблю армянского танца «Наири» –15 лет. «Амшен» – лауреат и дипломант международных конкурсов и фестивалей «Культура сближает народы» 1992–1996 гг., лауреат второго международного фестиваля народного танца в Армении (Ереван, 1994 г.), лауреат фестиваля искусств «Кубанская музыкальная весна – 1996», лауреат всероссийского фестиваля фольклорных коллективов «Кубанский казачок» (1997–2000 гг.), лауреат VII международного фестиваля народного творчества «Земля – наш общий дом» (Екатеринбург, 1998 г.).
«Наири» – лауреат международного фестиваля «Солнечный круг» (Сочи, 1996 г.), лауреат Всероссийского фестиваля детского музыкального творчества «Земля – наш общий дом» в Екатеринбурге. В 1999 г. – обладатель Гран-при в трех номинациях межрегионального фестиваля детского фольклора «Кубанский казачок». Лауреат международного фестиваля «Вавилон» в Ираке (2002 г.), общеармянского международного культурного фестиваля Армении «Единая нация – единая культура». В 2005 г. коллектив открыл Гала-концерт, посвященный 60-летию Великой Победы в Колонном зале Дома Союзов в г. Москве. В 2008 г. – лауреат Всеармянского фестиваля «Единая нация – единая культура» в г. Ереване. В июне 2012 г. стал обладателем Гран-при XI ежегодного международного фестиваля – конкурса детского и юношеского творчества «Морской бриз». Такова история побед коллективов, особые вехи творческого пути участников ансамблей «Амшен» и «Наири»
О том, как создать, вырастить и воспитать столь успешные коллективы, я спросила их художественного руководителя и главного балетмейстера, обладателя золотой медали Министерства культуры Республики Армения, лауреата и обладателя золотой медали артеады народов России Министерства культуры Российской Федерации – Вартана Погосяна.
– В чем вы видите целесообразность или необходимость участия в конкурсах?
– С детства я не признаю выражение: главное – не победа, а участие. Когда только-только начинаешь работать, просто участие что-то дает коллективу. На сегодняшний день для наших ансамблей настрой может быть только на победу. Я предпочитаю участие только в тех конкурсах, где собраны сильные коллективы. Дети должны чувствовать серьезную конкуренцию.
– Что самое сложное при подготовке к конкурсу?
– Преодолеть эмоциональное напряжение, которое я считаю нормальным явлением.
– Есть ли у вас свои способы помощи детям в преодолении страха сцены?
– Моральный настрой в течение всего периода занятий, не только при подготовке непосредственно к конкурсу.
– Часто хвалите участников ансамблей?
– Нет, редко. Я очень строго отношусь к коллективу. Скажем так, каждый из моих ребят рад просто слову «хорошо». Более того, существует мнение, что руководитель не должен делать замечания во время выступления. Тем не менее я могу и заорать из-за кулис, несмотря на мое высшее педагогическое образование. С точки зрения педагогики это неправильно, однако я с 17 лет руковожу коллективом, вот уже 25 лет, и эта манера работы меня ни разу не подвела.
– Есть ли дети, которые не справляются и уходят из коллективов?
– Из коллективов – нет, ребята, которые начинают танцевать на сцене, остаются в ансамбле порядка 10–12 лет. Из студии – да, такое случается. Это дети не физически слабые или неодаренные, а слабые морально. Скорее даже не дети, а родители. Дети, приходящие в студию в возрасте 5–7 лет, очень зависимы от восприятия родителями и другими членами семьи особенностей обучающего процесса.
– Что это за особенности?
– Уникальность моей системы работы в том, что я долго держу детей за кулисами и это, возможно, является одной из причин того, что люди, не имеющие такой черты характера, как терпение, уходят. Понимаете, я не люблю, когда ребенку аплодируют на сцене, я люблю, когда аплодируют артисту. Пока у меня не будет полноценной готовности коллектива выйти на сцену – ансамбль на сцену не выйдет. У меня ребенок может в течение нескольких лет заниматься в студии, ни разу при этом не выйдя на сцену.
– Как вам удается удерживать обучающихся в коллективе? Ведь все стремятся как можно быстрее увидеть своего ребенка на сцене...
– Наверное, история коллектива играет свою роль. Люди, знакомые с моей работой, те, кто наслышан о нас, испытывают доверие, зная, что я сделаю все возможное и ребенок выйдет на сцену настоящим артистом. Никто из ребят еще за кулисами не остался... Понимаете, танцевальное искусство Армении очень сложное, у нас нет детских примитивных движений, им надо танцевать все от и до, что танцуют взрослые.
– А если отсутствует чувство ритма? Для танцора это очень важно.
– Его можно развить. Мы первые года два работаем без музыки, под счет. Я часто работал только под барабаны, под доол. Это хорошо воспитывает ритм. Это моя методика, я так преподаю.
– Может ли исполнять армянский танец ребенок с любыми другими национальными корнями?
– Я ждал этого вопроса. И даже если бы вы не спросили, сказал бы сам. Конечно, может. Я горжусь тем, что во всех поколениях коллективов всегда занимались дети не армянского происхождения – и греки, и русские, и грузины...
– Есть ли организации или частные лица, которые оказывают вам помощь и поддержку, например, при подготовке нынешней поездки на фестиваль в Болгарию?
– В первую очередь хочется поблагодарить местное отделение Общероссийской общественной организации Союза армян России Лазаревского района города Сочи, которое стало главным спонсором поездки. Следует заметить, что это не первый и не единственный акт поддержки организацией творческих коллективов, и не только армянских. За время существования творческих коллективов центра армянской культуры мы всегда ощущали и ощущаем поддержку Союза армян России п. Лазаревское (председатель Варужан Дзыконян) и г. Сочи (председатель Грач Макеян) в приобретении сценических костюмов, в осуществлении творческих проектов и поездок.
Особая благодарность за финансовую поддержку Гагику Петросяну, генеральному директору ООО «Дельфинарий «Морская звезда», а также Карекину Акопяну, директору универсального рынка «Тащан и К», Гургену Шахламджяну и Андрею Шахламджяну .
– В чем, на ваш взгляд, заключается феномен постоянства в успехе?
– Я считаю, что нет бездарных детей, есть бездарные руководители! Ведь неодаренных детей на самом деле не бывает, нужно просто уметь и хотеть работать с ними, верить в них. Так в детстве верили в меня мои учителя, руководитель моего курса, мой наставник Вануш Ханамирян – народный артист Армении, один из создателей, художественный руководитель и балетмейстер Государственного ансамбля танца Армении.
– О чем вы мечтаете? К чему стремитесь?
– У каждого руководителя, думаю, есть мечта, чтобы хоть один состав коллектива вышел из рамок самодеятельности. Я очень хочу, чтобы это был сегодняшний «Наири», эти дети заслуживают того, чтобы быть под максимальным вниманием серьезных спонсоров, меценатов. Горько, когда ученик хочет продолжить свое дело, а ты не советуешь. Потому что жизнь в отрасли культуры – нищая. Есть идеи, серьезный бизнесплан – создать профессиональный фонд народного творчества, где дети будут чувствовать, что это работа, и в дальнейшем, выступая на сцене, они будут морально и материально обеспечены.
– Вартан, вы начали свою творческую деятельность еще в Армении. Существует ли для вас как руководителя принципиальная разница в особенностях работы с коллективами в Армении и в России?
– На самом деле разница колоссальная. Она заключается прежде всего в мере ответственности. На родине коллектив является лицом руководителя, а руководитель – лицом своих педагогов и наставников. Когда мы работаем в России, мера ответственности возрастает, ведь мы понимаем, что живя за пределами исторической родины, своей работой мы представляем лицо армянского народа и традиции его многовековой культуры. Более того, когда мы выезжаем за пределы России, к ответственности добавляется чувство гордости за то, что мы достойны представлять многонациональную культуру Российской Федерации на международной арене. Хотелось бы, чтобы руководители национальных коллективов всегда помнили об этом.
– Что бы вы хотели сказать в завершение нашей беседы?
– В первую очередь лично поблагодарить всех родителей участников наших коллективов за то, что они доверяют нам самое дорогое в своей жизни – своих детей, за их понимание, терпение и поддержку, за каждодневные совместные усилия в воспитании из наших детей истинных артистов. Своих коллег из ЦНК. И, конечно же, огромное спасибо моим любимым ученикам за труд, понимание, терпение, стремление совершенствоваться в творчестве, за то, что они у меня есть!
С 10 сентября будет проводиться набор в студию коллективов центра армянской культуры детей в возрасте от 6 до 12 лет. Подробную информацию можно узнать в фойе ЦНК.
Помимо высокого профессионализма, наличия специального образования, Вартан Погосян и его супруга и соратник в творческих проектах Карине обладают еще и особой внутренней чуткостью, способностью на неком ментальном уровне создавать систему обучения и развития не только хореографических способностей, но и духовности в личности каждого участника коллектива.
Елена Венжик
Новые статьи по теме:
У вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться на сайте (регистрация), либо войти через свой аккаунт в соцальных сетях: войти